Административное судопроизводство

Административное Право

С вступлением в силу 01.09.2005 года Кодекса административного судопроизводства в Украине введен специальный процессуальный порядок защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, способом отправления правосудия.

Иными словами, в случае, если Ваши права и интересы нарушены субъектом властных полномочий, а механизм опротестовывания его неправомерных действий/бездействий посредством направления жалоб в вышестоящие инстанции оказался неэффективным, лицо, чьи права нарушены, вправе требовать восстановления справедливости в судебном порядке. К слову, ставить вопрос о судебной защите возможно и без предварительного обращения во внесудебные инстанции.

Несмотря на то, что Кодексом установлено правило относительно возможности обжалования в административном порядке любых решений, действий либо бездеятельности субъектов властных полномочий, кроме случаев, установленных законом, тем не менее, при определении юрисдикции того или иного спора не только стороны, но и сами вершители правосудия нередко сталкиваются с затруднениями в понимании того, подведомственен ли этот спор административному суду. В этом смысле важно учитывать, что спор является публично-правовым (то есть подлежащим рассмотрению судом административной юрисдикции) не только тогда, когда хотя бы одной из сторон выступает орган государственной власти, местного самоуправления или их должностные (служебные) лица, но и когда он возникает в связи с использованием субъектом обжалования своих управленческих, властных функций. Публично-правовым отношениям, составляющим основу для разрешения любого вытекающего из них спора, присуща неравность сторон, императивный метод регулирования и принцип подчинения лица обязательным к исполнению распоряжениям ответной (властной) стороны.

Классическими публично-правовыми спорами, подлежащими рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины, являются споры с Государственной фискальной службой Украины, с Государственной регистрационной службой Украины, с Государственным агентством земельных ресурсов Украины, с Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины, с Фондом социального страхования Украины, с Пенсионным фондом Украины, однако только в связи и по поводу исполнения указанными субъектами и их должностными лицами своих конституционных полномочий.

Если Вы, к примеру, намерены обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства к гражданину Н., который является государственным регистратором (то есть государственным служащим), и который опорочил Вашу честь и унизил Ваше достоинство в приватной беседе, то, несмотря на наличие у последнего особого статуса, указывающего на наличие у него управленческих полномочий, такой спор не будет подведомственен суду административной юрисдикции, поскольку вытекает из частно-правовых отношений.

Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения и увольнения с публичной службы также содержат в себе элементы публично-правовых отношений, а потому подлежат разрешения в административном порядке.

Отличительной особенностью процесса отправления административного правосудия является отхождение от свойственного другим формам судопроизводства правила состязательности сторон, по которому каждая сторона в равной степени обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве оснований своих требований и возражений. По делам о противоправности решений, действий или бездействий субъекта властных полномочий, которых, к слову сказать, большинство в сфере административного судопроизводства, Кодексом установлена презумпция виновности субъекта, чьи действия или решения обжалуются, что возлагает на последнего бремя доказывания в суде правомерности и законности своих решений, действий или бездействий.

Презумпция виновности в значительной степени усиливает позиции невластного истца, который в силу своего правового статуса, указывающего на отсутствие у него не просто властных полномочий, но порой и специальных знаний в области права, в суде занимает роль более пассивного участника по отношению к ответчику – властному субъекту. Однако описанное вовсе не свидетельствует о том, что любой иск, обращенный к субъекту властных полномочий, подлежит абсолютному удовлетворению. В этом смысле презумпцию виновности ответчика следует рассматривать в качестве предположения, что сообщенные истцом обстоятельства по делу отвечают действительности до тех пор, пока ответная сторона не опровергнет их соответствующими доказательствами.

Если Вы столкнулись с любым проявлением нарушения Ваших прав, свобод и интересов со стороны субъекта властных полномочий, а его действия, бездействия или принятые решения причинили Вам вред, адвокат Гиря Мария предоставит Вам комплексную и качественную защиту в сфере публично-правовых отношений и будет всесторонне способствовать Вам в восстановлении справедливости как в судебном порядке, так и силами добровольного разрешения спора.